Всякую коллекцию надо как-то систематизировать, и собрание фруктовых этикеток здесь не исключение. Коллекционеры – народ весьма амбициозный, поэтому каждый собиратель придумывает свою собственную схему упорядочивания коллекции, почитая именно её самой правильной, удобной и эффективной. Критиковать чей-либо подход к систематизации – занятие бессмысленное, ещё бессмысленнее переубеждать владельца коллекции, сложившейся из многих тысяч экземпляров, по-новому систематизировать и переупорядочивать своё уникальное собрание. С другой стороны, каждому коллекционеру, особенно на старте составления коллекции, неплохо было бы выбрать приемлемый для себя подход, чтобы потом с досадой и почти что с отчаянием не разбираться с той коллекцией, которая сложилась сама по себе и, увы, не самым удачным и оптимальным образом. Может быть начинающие коллеги по увлечению сумеют извлечь что-либо полезное и рациональное из моего обзора.
Самый простой и прямолинейный способ – это объединять собранные этикетки по видам фруктов, как, впрочем, и поступают практически все коллекционеры. Это естественно, т.к. собиратель видит с какого фрукта он снимает стикер, а зачастую и на самой этикетке указан вид и сорт фрукта. Но если этикетка попадает в коллекцию через обмен или отдельно от плода (например, как подарок от сочувствующих вашему "чудачеству" родственников, друзей, знакомых и т.п.) или на ней не указано ее фруктовое предназначение, то этикетка у коллекционеров, исповедующих такой подход, считается не идентифицированной. Тем не менее, это самый популярный подход в систематизации фруктовых наклеек и этикеток. И через несколько лет собирательства у коллекционеров составляются огромные альбомы из нескольких сотен или даже тысяч яблочных или банановых стикеров и весьма скромные подборки этикеток от других, особенно экзотических, фруктов, например, гранатов или, скажем, от ягод.
В такие "пофруктные" альбомы этикетки вклеиваются подряд по мере поступления, поскольку коллекционера ничего не интересует об этикетке, кроме её фруктовой принадлежности. Что там изображено, что написано - неважно: банановую к бананам, яблочную к яблокам и т.д. и т.п. Очень скоро обнаруживается, что сие не очень удобно, т.к. чтобы узнать есть ли уже в коллекции та или иная этикетка коллекционеру придётся перелистать не один десяток альбомных листов и просмотреть, порой, не одну тысячу уже собранных наклеек или этикеток. С каждым поступлением нового материала такая работа становится всё более неподъемной. Можно чуток упростить себе коллекционерскую жизнь и располагать этикетки внутри фруктового альбома по алфавиту ключевых надписей на стикере, фактически по алфавитному порядку названий фруктовых брендов [1], но это не сильно облегчает жизнь, т.к. по многим брендам в коллекциях имеются один-два или от силы три стикера и острота проблемы поиска по альбомам остаётся.
Можно несколько облегчить себе жизнь и не клеить стикеры в непосредственно на альбомные листы. Чтобы избежать такого наклеивания можно использовать подход, предложенный итальянским коллекционером U.Boni [1]. Суть его предложения в том, что стикеры наклеиваются на заранее заготовленные бумажные прямоугольнички, после чего их удобно перемещать и переупорядочивать в альбомах в любом порядке наподобие почтовых марок. Остроумное решение, но дорогое для такого в общем весьма малоценного и доступного коллекционного материала, какими являются стикеры и прочие фруктовые этикетки, поскольку размещать такие прямоугольники с наклеенными на них стикерами можно только в кармашках альбомов типа кляссеров для почтовых марок. Откровенно говоря, это дороговато для фруктовых наклеек, когда счёт этикеток в приличной коллекции будет идти на десятки тысяч экземпляров.
Сегодня в значительной степени проблему физического поиска этикетки в собранном материале заменяют поиском в виртуальном отображении собственной коллекции на компьютере. Для этого коллекционер должен отрядить на это дело компьютер, оснащенный настроенными программными средствами поиска по базе данных отсканированных изображений предметов своей коллекции и сканер, с помощью которого должны быть сканированы все уже собранные этикетки собственной коллекции и скрупулезно сканироваться все новые поступления. Тогда проблема поиска существенно упрощается: остаётся только с помощью поисковой программы найти в своей виртуальной коллекции этикетки, схожие с вновь поступившей, сравнить их, и если это новинка, то поместить её в соответствующий фрукто-альбом. Но упрощается поиск в виртуальном пространстве, а физический поиск по-прежнему остаётся затруднённым, и если вдруг у коллекционера возникнет желание сгруппировать однобрендовые этикетки, то возникнет ещё одна практически неразрешимая трудность: придется найти или выделить для сгруппированных этикеток пространство в альбоме, уже заполненном наклеенными этикетками.
Кроме трудностей по поиску того или иного экземпляра в коллекции, систематизация фруктовых этикеток по фруктам, при всей ее простодушной казалось бы незамысловатости, имеет ещё ряд недостатков.
Первый недостаток связан с тем, что этикетки в этой схеме не всегда удается идентифицировать по видам фруктов. В результате не идентифицированные наклейки от неизвестных плодов начинают накапливаться в коллекции, и вскоре альбом с такими "неопознанными" этикетками становится чуть ли не самым объёмистым и пухлым в коллекции. По разным оценкам в крупных коллекциях таких оставшихся без идентификации наклеек скапливается порядка 5-7% от общего количества.
Второй недостаток возникает из-за того, что немало фруктовых компаний используют один и тот же стикер с изображением главного бренда своей компании на всех видах фруктов. Вот пример такого универсального применения фирменного стикера:
|
|
|
|
|
|
|
Логотип компании "Groupe Arbor" (Марокко) и универсальный стикер, наклеенный на разные фрукты [2] |
Марокканская компания "Groupe Arbor" [2] использует один-единственный стикер со своим логотипом для всей своей продукции, и в рамках фруктовой систематизации неразрешим вопрос о том, в какой альбом этот стикер помещать - то ли в произвольно выбранный, то ли во все сразу. Удовлетворительного решения для таких ситуаций не имеется, а они случаются то и дело в рамках "пофруктного" подхода. Но самое время обратить внимание на какую-то подсказку по систематизации, которая прямо-таки бросается в глаза на приведённой иллюстрацаии: на ней со всей определённостью через способ использования логотипа компании можно увидеть совершенно четкую связь
компания (лого) ---> бренд ---> стикер
которая пригодится нам при обсуждении метода систематизации альтернативного фруктовой схеме.
Но продолжим критику фруктового подхода. Есть ещё один, третий и, по-моему, главный недостаток рассматриваемого фруктового подхода. Недостаток этот состоит в полном игнорировании для целей систематизации всей информации, которая присутствует на наклейке, кроме разве что указания на вид фрукта или овоща. И дело здесь не в злонамеренности коллекционера, а как бы в ненужности этой информации. Если уже идентифицирована фруктовая принадлежность наклейки, то любая другая информация на стикере (этикетке) не используется, т.к. ее некуда приспособить при таком подходе к систематизации фруктовых наклеек – она просто не нужна. Но ведь стикер наклеивается на фрукт совсем не для того, чтобы сообщить потенциальному покупателю о том, что он собирается купить яблоко или апельсин или кабачок… Это покупатель видит и без стикера, и вообще на наклейки он, как правило, внимания не обращает. Его интересует сорт, качество, реже страна происхождения фруктов и, в общем, всё... Наклейка замечается чуть позже, хотя она своей красочностью изо всех сил старалась привлечь к себе внимание.
Но тогда какую информацию несут наклейки? Как следует из анализа данных, охватывающих приблизительно 500 компаний, как минимум 70% фруктовых наклеек содержат вполне определённую информацию, прямо указывающую на компанию или фирму, которые выпустили данную наклейку и более того разместили на ней логотип компании и/или текст с её названием, как правило совпадающие с основным брендом этой компании. Рассмотрим приведённую ниже таблицу, в которой достаточно случайно подобраны данные по фруктовым компаниям разных стран, приведены логотипы компаний и показаны наклейки с их логотипами.
АВСТРИЯ
EVA Handels gmbh
|
АЗЕРБАЙДЖАН
DAD Company
|
АРГЕНТИНА
Citricola Ayui
|
БЕЛЬГИЯ
Belbana NV
|
БРАЗИЛИЯ
Secchi Agricola
|
ГРУЗИЯ
Asadov Fruit LLC
|
ГРЕЦИЯ
Balakanakis Bros SA
|
ЕГИПЕТ
Agroland
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗРАИЛЬ
Mehadrin Tnuport
|
ИРАН
Siab Co
|
ИСПАНИЯ
Frutas Apemar S.L.
|
ИТАЛИЯ
FROM® Società Agricola Cooperativa
|
КАНАДА
Oppenheimer
|
КИПР
Y&P Fresca Ltd
|
КИТАЙ
Jining Greenstream
|
КОРЕЯ
Evergood corp.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логотипы фруктовых компаний, помещенные на собственные стикеры в качестве своих основных брендов
Приведенная таблица неоспоримо свидетельствует о том, что главный бренд фруктовой компании "тупо" совпадает с ее логотипом. Поэтому по стикеру практически в 70% случаев элементарно удается идентифицировать компанию, которой принадлежит заинтересовавший коллекционер стикер. А дальше дело техники: находим компанию и выясняем какие еще бренды принадлежат этой уважаемой фирме и какие еще стикеры она выпускала, собираем всё что имеется по этому досье, формируем альбомный лист и помещаем туда всё найденное, пополняя в будущем новыми поступлениями по идентифицированной компании.
По названию и логотипу компания практически однозначно идентифицируется благодаря различным источникам в Интернете, в качестве которых выступают собственные сайты компаний, многочисленные базы данных (БД) торговых марок, БД регистрационных бизнес-реестров, листингов экспортёров продукции из различных стран и, на худой конец, товарно-транспортные накладные перевозчиков. Дело в том, что сегодня вести какой-либо легальный бизнес, не оставляя следов в Интернете, невозможно. Поэтому 70% компаний довольно легко идентифицируются в том смысле, что определяются их логотипы, названия, адрес в стране пребывания, интернет-сайты (при наличии) и принадлежащие компаниям бренды. И вся эта информация оказывается вполне доступной благодаря всего лишь названию и логотипу на стикере, а это, повторюсь, имеет место в 70% случаев.
Приблизительно 20% компаний выпускают стикеры без своей символики, но с символикой или с названиями принадлежащих им брендов, что тоже позволяет вполне определённо их идентифицировать в указанном выше смысле. И только приблизительно 10% стикеров не идентифицируются по компаниям сходу, хотя часть из них неожиданным образом вдруг получают приписку к той или иной компании в процессе поисков по другим компаниям и таким образом тоже идентифицируются. В итоге временно не идентифицированными по компаниям оказываются приблизительно 7-8% стикеров. Подчеркиваю, "временно", т.к. рано или поздно все бренды оказываются в конечном счете идентифицированными.
Таким образом, становится очевидным альтернативный фруктовому подход к систематизации фруктовых этикеток, состоящий в реализации схемы описанной выше идентификации сначала фруктовой компании, затем с возможной полнотой принадлежащих ей брендов и, наконец, идентификации стикеров, с названиями и символикой этих брендов. Т.е. систематизация происходит по принципу, названному мною CoBraS по первым слогам/буквам цепочки идентификации
Company ---> Brands ---> Stickers
Насколько плодотворным, практичным и удобным является этот способ организации коллекции фруктовых этикеток в сравнении с принятым традиционным "фруктовым" подходом и как при этом выглядят альбомные листы коллекции обсудим в следующем очерке, посвященном организации альбомов собранных фруктовых этикеток.
Ссылки:
[1] http://labelmania.it Отличный сайт итальянского коллекционера Umberto BONI
[2] http://arbor.ma Сайт компании "Groupe Arbor" (Марокко)
|